Психология отношений и семейная терапия

Психология отношений и семейная терапия

В статье представлена ​​информация о семье и семейной терапии в контексте культуры, традиций и современных изменений социальных ситуаций в России. 

Освещены направления государственной и частной практики семейного консультирования и терапии как для психиатрических, так и для медицинских пациентов, 

для взрослых и детей в семейном системном подходе с указанием спектра техник и методов, используемых российскими специалистами. 

Обобщены основные препятствия и перспективы развития семейной терапии в России.

Вступление

В современном русском языке определение семьи обычно описывает группу людей, которые живут вместе с ближайшими родственниками и чьи отношения могут быть сформированы по крови (родители и дети, братья и сестры) и по закону (муж и жена, отчим и пасынок) ( Ожегов, 2008). 

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит юридического определения семьи и понятия «член семьи» 

Тем не менее, семья, основанная на браке, имеет в России правовой статус, установленный законом. Государство контролирует деятельность семьи, защищает ее имущество и наказывает за нарушения семейных законов. 

Нормы закона о браке и семье в России основаны на нормах Конституции и Семейного кодекса Российской Федерации.

Фактически, Семейный кодекс Российской Федерации юридически признает семью, если она зарегистрирована в рамках официального брака, и регулирует только эту форму семьи. 

Любая другая форма сожительства существует на общей гражданской основе (регулируется Гражданским кодексом, а не Семейным кодексом) и называется «гражданским браком».

В последние годы нормы действующего законодательства о семье претерпели существенные изменения. 

Впервые в России в новом Семейном кодексе (2011 г.) закреплены нормы закона о брачном договоре, определены его содержание, условия изменения, расторжения и признания брачного договора недействительным. 

Дети признаются полноправными членами семейных отношений, имеют право выражать собственное мнение относительно своей жизни, имеют право отстаивать свои права и интересы без посторонней помощи, в том числе с обращением в суд.

Структура семьи в России

Постоянное население Российской Федерации на 1 января 2010 г. составляло 141,9 млн человек (Институт демографических исследований, 2010; ФСС, 2011). 

В России проживает около 40 млн семей (Статистика в России, 2008 г.). По переписи населения количество состоящих в браке мужчин составляет 627 на 1000 населения. Число замужних женщин составляет 526 на 1000 населения. 

Мужчины чаще всего вступают в брак (по данным 2007 г.) в возрасте от 25 до 34 лет. Женщины чаще выходят замуж в возрасте 18–24 лет(Статистика, 2008 г.). 

Средний возраст женщин, родивших ребенка в 2007 году, для городского населения составлял 27,3 года, а для сельского население 26,4 года (Госкомстат, 2010).

Как и в любой другой стране, в России, формирование, развитие и функционирование семьи напрямую связано с традициями и обычаями народа. 

В России доминировал патриархальный тип семьи до начала Второй мировой войны. Для этого типа характерно преобладание в доме мужчин и подчинение ему всех остальных членов семьи. 

Детский тип семьи стал доминирующим в послевоенные годы, с конца 1940-х до 1980-х годов. Такие семьи характеризуются огромной важностью благополучия детей и сохранения брака из-за детей и для детей. 

В последние десятилетия наметилась тенденция к преобладанию партнерского типа семьи, ориентированного на равный вклад супругов в функционирование семьи.

Вторая половина ХХ века внесла в развитие семьи в России некоторые из следующих особенностей:

В российских семьях часто бывает несколько поколений — бабушки и дедушки, дети и внуки. Связано это не только с русскими традициями, но и со сложностью приобретения жилья молодыми семьями.

Границы между подсистемами семейства размытые, нечеткие и неструктурированные. Другими словами, власть в семье часто принадлежит бабушкам и дедушкам. 

Соответственно, родители подрастающего поколения находятся в подчиненном положении, что приводит к снижению их авторитета перед детьми и возникновению трудностей в воспитании детей.

Ранняя смертность мужчин в России и традиция, согласно которой дети остаются с матерью после развода, приводят к отсутствию мужчин в семьях на протяжении многих поколений. 

Эти дети имеют неполное представление о семье и семейной жизни и фиксируют опыт многих не адаптивных моделей поведения, убеждений и взглядов. 

Это также может привести к перегрузке матери как в физическом, так и в моральном отношении, из-за принудительного осознания роли и матери, и отца одновременно.

Несколько поколений семьи зависят друг от друга не только духовно, но и материально. Молодое поколение часто испытывает трудности с трудоустройством и низкой заработной платой, не имеет финансовой возможности жить отдельно от родителей. 

Также существует большая проблема, поскольку государство не может обеспечить большинство семей местами в детских садах, и молодые родители вынуждены обращаться к бабушкам и дедушкам за помощью по уходу за детьми. 

Старшее поколение обычно является домовладельцем и соглашается помочь подрастающему поколению с воспитанием внуков, в то время как подрастающее поколение делает карьеру. 

Очень часто семья имеет общий бюджет, поскольку члены семьи не разделяют и не разъясняют финансовые и домашние обязанности. Чаще всего бабушка и дедушка берут на себя все обязанности по 

дому: покупают продукты питания и готовят для семьи и внуков, покупают им одежду и играют роль родителей на протяжении двух поколений в семейной системе. 

Бабушки и дедушки часто вовлекаются в жизнь детей и внуков, избегая ситуаций конфликтов собственных супругов в сложных социально-экономических реалиях страны. 

Это способствует зависимости между поколениями и подчеркивает факт неспособности молодого поколения достичь как финансовой, так и эмоциональной независимости от родителей.

Идеология тоталитарного общества в Советском Союзе сформировала систему принуждения, в которой человек должен был забыть о себе, своих желаниях, намерениях и потребностях в повседневной жизни, в поведенческом и духовном плане, и которая повлияла на семейные отношения.

Прежняя идеология теперь разрушена, а новая создается медленно, поэтому человеку очень трудно обрести чувство принадлежности, защиты и безопасности. 

В начале двадцать первого века в семье начинают проявляться новые тенденции, а именно:

  • свобода брака и развода,
  • более поздний возраст вступления в брак как для мужчин, так и для женщин,
  • преимущественное преобладание «гражданского брака»,
  • более поздние первые роды и меньшее количество детей,
  • значительное количество детей, рожденных вне брака,
  • рост религиозных браков,
  • стремление к равенству женщин и мужчин в браке,
  • увеличение бездетных семей,
  • поиск возможностей для молодых семей жить отдельно от старшего поколения,
  • появление публичного обсуждения семейных вопросов.

 

Согласно Семейному кодексу России, брачный союз состоит одновременно только из одной женщины и одного мужчины.

Неформальные полигамные союзы не редкость в республиках Северного Кавказа, где большинство населения составляют мусульмане. 

С 1999 года руководители республик (Ингушетия, Чечня) пытаются легализовать эту практику, ссылаясь на традиции своего народа и ситуацию гендерного дисбаланса, возникшего в результате двух войн. 

Фактически официально регистрируется только первый брак, остальные браки заключаются в мечети посредством обряда, который называется «никох» (Сайид Мухаммад Ризви, 2001). 

Следует отметить, что высокий уровень миграции (в том числе нелегальной) в центральную часть России из Средней Азии начал менять культурную среду в школах и других учреждениях в сторону мусульманской традиции построения семьи.

Сегодня в России доминирует нуклеарный тип семьи, состоящий из супружеской пары с детьми или без них. Общий коэффициент рождаемости в семье в России составляет 1,4. 

В большинстве семей только один ребенок (34%), в 15% семей двое детей, 3% семей многодетные, 48% семей бездетные.

800 000 женщин умирают при родах, 20 000 новорожденных и 60 000 детей в возрасте до 1 года умирают ежегодно (Осташов, 2011).

Относительно высока доля семей (30%), состоящих из родителей-одиночек с детьми, обычно матери-одиночки с ребенком (в 94% случаев). Эти семьи образуются в результате развода или смерти супруга, а также в результате рождений вне брака.

По данным на 2008 год, в России было зарегистрировано 1 179 007 браков и 703 412 разводов, 8,3 брака и 4,9 разводов на 1000 населения. 

Среди причин разводов — злоупотребление алкоголем и наркотиками (51%), плохие жилищные условия (41%), финансовые проблемы (29%). 

Продолжительные браки в 2010 г. составляла около года в 15% семей. Пик разводов наблюдается после 5–9 лет совместной жизни (28% разводов) (Статистика России, 2008; Статистика, 2008).

Эксперты указывают на рост числа «гражданских браков» как на устойчивую тенденцию, которая уже привела к тому, что примерно треть детей рождаются вне брака.

Количество абортов определенно сократилось, но все равно велико: по официальной статистике 60% беременностей заканчиваются абортом. Так, в 2004 г. было более 1 500 000 абортов, в 2008 г. их было на 300–350 000 меньше (Институт демографических исследований, 2010; Госкомстат, 2010). 

Каждая седьмая пара не может забеременеть, что Всемирная организация здравоохранения называет социальной проблемой. 

Важной проблемой российской семьи является рост самоубийств среди детей и подростков. На 100 000 детского населения приходится 19,8 случая суицида. 

В последние годы уровень самоубийств населения в возрасте 10–14 лет составляет 3–4 на 100 000, в возрасте 15–19 лет — 19–20 человек.

Еще одна социальная проблема — это рост числа детей, оставшихся без попечения родителей (748 000 сирот), в частности резкое увеличение числа отказов от детей (при живых родителях). Сегодня количество детей-сирот превышает 500 тысяч. 

Причинами отказа от ребенка являются случаи лишения родительских прав (25%), отказ от ребенка родителями и передача родительских прав государству (60%). 

Временное помещение детей родителями в детские дома в результате тяжелого материального и экономического положения семей (15%). 

Лишение родительских прав наблюдается в подавляющем большинстве семей (90%), где мать и отец страдают алкоголизмом. 

По официальным данным, 529 000 детей в возрасте до 16 лет получают пенсию по инвалидности. Основными причинами детской инвалидности являются:

  • болезни нервной системы и органов чувств: 52,45 (на 10 000 детей в возрасте до 15 лет),
  • психические заболевания: 31,2, в том числе 21,88 умственная отсталость,
  • врожденные аномалии: 28.2.

Эти инвалидности значительно увеличивают нагрузку на семью.

Семейная терапия

Снижение среднего возраста детей (подростков), совершающих попытки самоубийства, рост «социальной брошености», рост количества разводов и других проявлений неблагополучия в семейной сфере (алкоголизм, насилие в семье) указывают на:

  1. Актуальность специализированной адресной помощи семьям в виде семейной терапии. Семейная терапия — необходимое звено в оказании помощи ребенку и семье,
  2. Рост спроса населения на квалифицированный специализированный персонал, способный оказать такую ​​помощь.

 

Сегодня в России нет стандартизированной психосоциальной (психологической) помощи семье. Доступность этого типа помощи в государственных учреждениях и частной психотерапии низкая в крупных городах и мегаполисах и, практически отсутствует в средних, малых городах и сельской местности. 

В России было принято решение разделить медицинские, психологические и социальные модели психотерапии, включая семейную терапию. 

Учреждения различной юридической и ведомственной принадлежности предлагают семейную терапию в системе оказания помощи.

В России этот вид услуг (семейная терапия), может быть предоставлен сотрудниками, имеющими высшее психологическое и медицинское образование, либо «психологическое семейное консультирование», либо «семейная терапия». 

Знаний, компетенций и навыков, полученных выпускниками вузов в области семейного консультирования, а также личностной зрелости молодых специалистов достаточно для практической работы с семьей. 

Преобладающей моделью помощи современной семье является интегративная системная семейная терапия. Ведущим представителем этой модели в России на протяжении последних 15 лет является Институт интегративной семейной терапии (Москва), целью которого является внедрение послевузовского образования (т.е. обучения) и практической помощи населению. 

Одна из ключевых задач образовательной программы института — подготовка профессионалов, способных заниматься как профилактикой семейных проблем, так и помощью в семейных кризисах. 

А также обладающих широким спектром подходов, методов и приемов индивидуального подбора алгоритма, помощи каждому ребенку и каждой семье вне зависимости от симптомов, возраста, социального статуса и региона проживания.

Трехлетняя образовательная программа Института интегративной
семейной терапии (1100 часов) проходит в Москве, регионах России, Украине и Казахстане и делится на пять составляющих:

  1. Наблюдение за работой учителей с реальными семьями, последующий анализ и обсуждение терапевтического процесса,
  2. Получение студентами личного терапевтического опыта при изучении текущего состояния, семейной ситуации или семейного анамнеза,
  3. Работа с обучающей группой с точки зрения групповой динамики,
  4. Индивидуальная психотерапевтическая работа студентов с семьями и наблюдение за этой работой,
  5. Систематическая работа студентов в группах по шесть-семь человек для учебных занятий и обсуждения клинических случаев.

 

Тематическим планом предусмотрено очное кураторство в объеме 80–160 академических часов в зависимости от возможностей и потребностей региона. 

Кураторство осуществляется в ситуации непосредственной работы с семьями в учебной группе под наблюдением опытных педагогов и создает уникальную возможность для направленного формирования профессионального сознания, навыков и идентификации. 

Учителя вносят коррективы в технические, тактические, организационные и личные аспекты в зависимости от образования и реальных запросов профессионалов.

Почти каждая семья является потенциальным клиентом семейного терапевта, потому что каждая семья может столкнуться с трудностями (или психическими и физическими симптомами), которые требуют профессиональной психологической помощи. 

Мы полагаем, что психологию ребенка нельзя оценивать вне контекста семьи. Поэтому без участия семьи невозможно оказать комплексную медицинскую, реабилитационную и профилактическую помощь детям с нарушениями психики и развития.

В психологическом консультировании семьи используются два метода семейной терапии.

  1. Методы, ориентированные на взаимодействие во время сеансов терапии

Круговое интервью, скульптура семьи, рефлексивная команда, ролевая игра, техники психодрамы, метафора, позитивная переформулировка, регулирование последовательности коммуникаций, управляющий контракт, реконструкция семейной истории и многие другие .

      2. Методы, ориентированные на взаимодействие между сеансами терапии

Домашнее задание: рецепт симптомов, рецепт новых правил и ритуалов, семейные соглашения, поведенческие задания, генограмма.

 

Отсутствие семейных терапевтов в большинстве психиатрических больниц России исключает возможность вовлечения семьи в терапевтический алгоритм. 

Тем не менее включение родителей в терапевтический процесс демонстрирует очевидные преимущества. С точки зрения системного подхода симптом — это проявление не болезни пациента, а семейной дисфункции. 

Госпитализация ребенка подтверждает уверенность родителей в наличии отклонений только у ребенка, устанавливает патологические роли и модели поведения, перекладывает всю ответственность за выздоровление с родителей на врачей. 

И, наконец, отсутствие сети реабилитационных учреждений в России делает обязательную выписку ребенка прямо из больницы в его дом и семью, где старые правила функционирования семьи часто обесценивают успехи, достигнутые благодаря терапии, вызывают рецидивы и новая госпитализация.

Специфика работы семейного специалиста заключается не в том, что пациент является «носителем» симптома, а в том, что вся семья является целью вмешательства системного семейного терапевта (консультанта). 

При таком подходе семья понимается как живая открытая система, которая действует по определенным законам, причем все элементы этой системы взаимосвязаны и влияют друг на друга. 

Системный подход не предполагает, что все члены семьи всегда присутствуют на каждом сеансе (консультации). Профессионалы приглашают всех членов семьи, живущих вместе, на первую встречу, исходя из идеи, что опыт каждого члена семьи уникален, каждый член незаменим и информация, полученная от членов семьи, одинаково важна. 

Кроме того, во время первой встречи эксперт ставит диагноз, наблюдает за реальным общением, существующими коалициями, разделением власти и многом другом. 

Присутствие всех членов семьи на первой встрече дает возможность уточнить план терапии с учетом интересов и возможностей каждого члена семьи и открыт для каждого члена.

Далее, в зависимости от этапа работы семейный терапевт может работать со всей семьей, или с супружеской парой, или только с ребенком, или со всеми детьми без взрослых, и даже с бабушкой.

Специфика работы семейного специалиста заключается не в том, что пациент является «носителем» симптома, а в том, что вся семья является целью вмешательства системного семейного терапевта (консультанта). 

При таком подходе семья понимается как живая открытая система, которая действует по определенным законам, причем все элементы этой системы взаимосвязаны и влияют друг на друга. 

Системный семейный терапевт часто обращает внимание на отцов, их роль и важность для семьи. Дело в том, что большинство мужчин в России отказываются ехать к психологу со своими проблемами или проблемами своих детей. 

Существует более высокая стигматизация психических расстройств и обращения за психологической помощью для мужчин из-за широко распространенного убеждения, что эти
проблемы связаны с человеческой слабостью и что мужчинам следует избегать проявления слабости посредством выражения тревоги, печали или обращения за помощью. 

Просто эмоция гнева считается нормой для выражения у мужчин. Мужья часто опасаются подтверждения своего недостаточного участия в воспитании детей. 

В России есть традиция, когда мужчины сопротивляются эмоциональному принятию семейных проблем и обсуждают конфликты супругов вне семьи. 

Мужчины чувствуют слабые стороны неспособности удовлетворить финансовые запросы из-за социально-экономических проблем в стране, впадают в депрессию и теряют авторитет в семье из-за того, что не выполняют роль кормильца, которая традиционно предписывается мужчинам в России. 

Обычно требуется время и усилия, демонстрируя свою позицию уважения, чтобы пригласить отцов на сеанс и вовлечь их в процесс семейной терапии.

По статистике Института интегративной семейной терапии (Москва), запросы, посвященные проблеме ребенка, в 93% случаев инициируют матери, в 4% — бабушки, представители детских учреждений, друзья, крестные родители и другие заинтересованные стороны. 2%, а отцами (или отчимами) только 1%. 

Однако в дальнейшем во время терапии отцы активно участвуют в поддержке ребенка и выражают благодарность системному консультанту за уважение их положения в семье. 

Продолжительность терапии зависит от многих факторов. Часто бывает достаточно одного сеанса, иногда работа может продолжаться около года. 

Часто консультант дает лишь что-то вроде толчка к переменам, и семья начинает использовать собственные силы и мудрость, чтобы справиться с проблемной ситуацией. 

Иногда членов семьи просят пройти один или несколько сеансов для интеграции происходящих изменений и закрепления результатов.

Один из уникальных проектов Института интегративной семейной терапии — семейный психологический интенсивный лагерь, предназначенный для комплексной психосоциальной реабилитации семей с детьми, страдающими психическими расстройствами, проблемами поведения и отклонениями в развитии, в том числе детьми-инвалидами по психическим заболеваниям. 

Регулярные занятия с каждым семейным психологом и регулярные группы психотерапии, действующие для детей и взрослых, вносят вклад в семью как систему для достижения более высокого уровня межличностного взаимодействия, что позволяет младшим детям, рожденным после ребенка-инвалида, покинуть группу риска психических расстройств. 

В результате лагерной семейной терапии (индивидуальной и групповой терапии родителя или родителей) усваивается умение выстраивать отношения с ребенком (подростком) с поведенческими искажениями, формируется принятие болезни ребенка, семейные отношения (прежде всего супруги) гармонизируются, восстанавливается активная общественная жизнь. 

Родители находят поддержку среди семей с одинаковыми проблемами или просто заводят дружбу, которой не было из-за закрытия из-за болезненных симптомов ребенка.

Выводы

Несмотря на то, что в последние годы государство запускает все новые программы поддержки семей, демографическую и психологическую ситуация в России нельзя назвать удовлетворительной  

Реально, обязанности по уходу за детьми лежат не на семье, а на женщине. В то время как законодательство поддерживает ответственность матерей за воспитание ребенка,  — закон, провозглашающий равные права отца и матери на воспитание ребенка, на практике нарушается.

Недостаток общения в семье, предполагает дефицит эмоционального тепла, плохую осведомленность родителей о реальных потребностях и заботах детей, отсутствие взаимодействия в семье приводят к трудностям в развитии детей.

При этом наблюдается тенденция смещения родительских ролей в детские учреждения, а также на навещающий персонал (медсестры, гувернантки) и, таким образом, наблюдается самоисключение родителей из процесса воспитания ребенка.

Явление, препятствующее оказанию психологической и психиатрической помощи в России, называется массовой психофобией. 

Для большинства людей посещение психиатра является негативным и стрессовым событием (со времен «карательной психиатрии» в СССР), и в сознании людей существуют мифы, стигматизирующие психиатрию и психологическую систему лечения.

Последствиями этого являются позднее выявление заболеваний, недостаточная работа с семьями, живущими с детьми и взрослыми, страдающими психическими заболеваниями, и особые трудности в дальнейшей реабилитации и социальной реинтеграции этих лиц.

Необходимо способствовать распространению дополнительной информации и просвещению населения о психологической помощи, поскольку традиционное убеждение для большинства россиян по-прежнему звучит как «не стирайте грязное белье в общественных местах». 

Опираясь на статистику разводов и отказов от детей, одна из задач профилактических мероприятий с семьями и парами — укрепление и поддержание отношений. 

Для обеспечения эффективной работы социально-психологической службы необходимо повышение профессиональной компетентности специалистов, в том числе обучение системному подходу.

Системный взгляд на проблемы и сотрудничество специалистов различных учреждений — основа профилактики антиобщественного поведения среди молодежи, отказа от детей, алкоголизма и наркомании. 

Подготовка специалистов в области семейной терапии, как правило, является частной инициативой профессионалов.

В связи с этим наблюдается отсутствие планомерного применения системного семейного подхода и противоречия во взаимодействии профессионалов в рамках одной организации. 

Желательно мотивировать руководителей соответствующих учреждений переобучать не некоторых специалистов, а большинство из них по тематике семейной терапии.

Важно организовать взаимодействие учреждений, обучающих семейной терапии, с целью выработки единых стандартов обучения, аттестации и супервизии специалистов.

Рано или поздно, мы к этому придем, не опоздать бы.

С уважением,
Викентий Спиранский
Психология отношений и семейная терапия

Author: Викентий Спиранский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *